Семья Развитие речи

УЧИТЬ ИЛИ НЕ УЧИТЬ?

1 year ago
Photo

В семье, где есть ребёнок с диагнозом "аутизм", все понимают, с каким трудом иногда даются самые обычные "достижения". Первый долгий фиксированный (не скользящий! ) взгляд- радость, первый указательный жест - праздник, первое слово - счастье.

И вот доросли до первого стихотворения. В исполнении ребёнка оно, конечно же, прекрасно. Ведь первое же! Ничего, что скороговоркой и невнятно, с паузами и подсказками! Ничего, что понять текст может только тот, кто его знает! Ничего, что без соответствующей интонации! Ничего, что опустив глаза и спрятавшись за маму! Всё это можно пережить. На горизонте новые достижения: второе, третье,...десятое стихотворение.

И тут я посоветовала бы притормозить. Всё хорошее может превратиться в аутостимуляцию. Радуемся, что получаются пазлы, но стоит ими увлечься - только пазлы и интересны. Радуемся, что получается сортировка по цвету - и не заметили, как этот вид сортировки заменил все игры, даже другие виды сортировки ( по форме , по размеру) отвергаются. Радуемся стихам - и вдруг замечаем 2 тревожных момента (не всегда оба сразу! ):
-стихи превратились в аутостимуляцию, они звучат целый день, создают шумовой эффект, выполняют роль "успокоителя и развлекателя";

-ребёнок даже не пытается рассказать стихотворение лучше, выразительнее, с необходимыми паузами, потому что из того, что он произносит, далеко не всё понятно ему. Текста как такового нет: он рассыпается на множество слов, где только некоторые осмысленны чтецом.

Недавно на занятии 4-летний Тимоша без конца рассказывал стихотворение про козла Мефодия, который залез в огород. Даю Тимоше карточки: кот, собака, корова, коза (за неимением козла), медведь, волк и др. Прошу показать, о ком стихотворение. Не знает. Задаю вопрос по-другому: "Кого зовут Мефодий? " Результат тот же. Разобрались с этим вопросом.

Даю другие карточки: лес сад, огород, комната." Куда зашёл Мефодий?"Ответа нет. Если уж учить это стихотворение, то надо бы разобрать каждое слово. Но зачем? Это стихотворение просто пока "не по зубам".Ребёнок не представляет, что произносит, а значит не передаёт никакую информацию, ни к кому не обращается. Такая артикуляционная деятельность не может быть названа речью.

Алиса в речевом отношении по сравнению с Тимошей продвинулась дальше. В детском саду на Новый год ей доверили на утреннике прочитать: 
Маленькой ёлочке холодно зимой.
Из лесу ёлочку взяли мы домой.

Вполне нормально. Каждое слово и весь текст в целом ей понятен, она понимает, для чего ёлочку взяли домой, она знает, что такое Новый год, зима, холодно...Но родителям хочется текст посолиднее : "Ведь память у нее прекрасная!"И выучили для Деда Мороза отрывок из поэмы "Руслан и Людмила" "У Лукоморья дуб зелёный"...Мама предлагает дочке рассказать для меня. Девочка покорно подчиняется. Слушать её и грустно (паузы, запинки, монотонно, без эмоций) и смешно (где текст ей непонятен, там она несёт отсебятину).Каждого улыбнуло бы : "там королевич мимо ходит, пиляет громкого царя... там лес и дом весенних полны...там царь Котей над залом пахнет"...

Как по мне, "Маленькая ёлочка" для Алисы пока лучше во всех отношениях. Когда она дорастёт до высокой поэзии- не знаю. Но попытки ускорить этот процесс явно не пойдут на пользу.

Ирина Кулиш

Расскажите друзьям

Комплекс психологичеких услуг «По максимуму»

2019 (весь год)

2 мес

В комплекс входят: курс лекций для родителей «В начале пути»(5 часов); три лекции о «болевых точках»: аутостимуляциях, ритуалы, мелтдауны-шатдауны; индивидуальная консультация + анализ видеоматериалов о ребёнке ( 1 час через Viber) с целью максимально индивидуализировать рекомендации родителям по теме их запросов; индивидуальное сопровождение в течение месяца: 5 двадцатиминутных консультаций + анализ дополнительных видеоматериалов, в ходе которых дополняются и уточняются рекомендации с учетом информации о том, как идёт процесс их реализации.

Подробнее

Свежие статьи

Новость
СОВСЕМ НЕ НОВОГОДНЯЯ ИСТОРИЯ

Кто-то смотрит на правду - и видит правду. Но иногда это очень трудно, ведь не всегда же она приятна! Кто-то смотрит на правду - и то видит ее, то не видит, в зависимости от того, насколько она вписывается в его представления. А кто-то вообще отворачивается от правды, которая колет глаз или,ещё хуже, жжёт душу - и делает вид, что этой правды вообще нет

Читать
Новость
ИСТОРИЯ С ОТКРЫТЫМ ФИНАЛОМ

Вместе с Лешей в мою жизнь вошло слово «аутизм». Случилось это 25 лет назад, когда ему было 3 года, а я была начинающим, но довольно самолюбивым психологом. А начинающие и самолюбивые обычно считают, что им море по колено. Я на тот момент была психологом 

Читать
Новость
ПРИМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ (где поставим запятую?)

Бывают статьи, после чтения которых остаётся странное ощущение: с одной стороны, описано то, чем я уже давно пользуюсь, даже не предполагая, что это (вернее, примерно это) -один из протоколов АВА, с другой стороны, есть моменты в этом описании, которые для меня абсолютно неприемлемы

Читать
Читать блог