Развитие речи

РЕБЁНОК ЗАНЯТ ДЕЛОМ. ВСЕГДА ЛИ ЭТОМУ НАДО РАДОВАТЬСЯ?

1 year ago
Photo

Родители ребёнка, абсолютно безразличного к окружающему миру, отрешенного или полностью погружённого в свои аутостимуляции , конечно, мечтают о том, что наступит время, когда их малыш будет занят разнообразной продуктивной деятельностью.

Но бывает и по-другому: ребёнок деятельный, всегда занят чем-то, многое умеет делать.А родители понимают: быть занятым ,безусловно, лучше, чем уход в себя, но... Есть какое-то очень большое НО, мешающие получать удовольствие от неуёмной активности ребёнка.
Ярослав не просто деятельный, он очень, даже как-то запредельно деятельный. Смущает тот факт, что это всегда какая-то сугубо индивидуальная деятельность.Но ведь у него же синдром Аспергера, поэтому коллективные виды работы ему не по душе!

По причине наличия ряда сопутствующих заболеваний его перевели на индивидуальное обучение, "хватает" он всё на лету, освоение школьной программы (8 класс) занимает 1-2часа в день; по договорённости с учителями ходит он только на контрольные работы, так как слушать объяснение и без того понятного ему материала категорически не согласен. Кроме школы и библиотек никуда не ходит - не интересно. К помощи по дому он не приучен.Чем же он занят целыми днями? Дни-то долгие!

Целый день он крутится, как белка в колесе:
- то изучает карты звёздного неба, да на таком уровне изучает, что обнаружил ошибки (не грамматические, а астрономические) в академическом (!!! ) издании, написал письмо-жалобу в Академию наук РФ, за что получил благодарственное письмо и просьбу писать ещё, если заметит другие ошибки, пропущенные оппонентами и рецензентами;
-то препарирует карася, чтобы сравнить вид в разрезе с рисунком в учебнике зоологии;
-то посмотрит по каналу "Ностальгия" выпуск информационной программы "Время" за 10 сентября 1975 года, послушает об успехах в строительстве Байкало-Амурской магистрали;
-то скопирует рисунок из журнала "Мурзилка" за 1968 год;
-то сделает перевод стихотворения "Наша Таня громко плачет" на украинский, английский и немецкий языки;
-то зарифмует таблицу умножения на7;
-то выучит наизусть титры к фильму "Мэри Поппинс" или состав редакционной коллегии пятого тома Большой Советской Энциклопедии, заодно сравнив этот состав с тем, который был в первом томе...
Кажется, как здорово, что он так много умеет!

НО...создаётся впечатление, что ему самому всё это неинтересно, он просто заполняет ячейки времени чем-нибудь (что под руку попало!) Если бы под рукой были не карты звездного неба, а справочник по ремонту тракторов (было и такое!),- изучил бы его столь же тщательно. Если бы на канале "Ностальгия" шла программа "Сельский час",- смотрел бы. И так всё...
Ничего не оставляет глубокого эмоционального следа, ничего не захватывает его в эмоциональный плен. Ни одно из своих многочисленных дел Ярослав не делает для кого-то или ради чего-то.Любое дело может делать, а может и не делать, заменив чем-то другим. Переводы стихотворений тут же выбрасываются в мусор, на только что сделанном рисунке расписывается ручка, программа "Время" ни с кем не обсуждается. Даже письмо в Академию написано было не ради чего-то, а просто потому, что "хотел написать текст в научном стиле".

Успехи не радуют, неудачи не огорчают, никаких планов на завтра, на месяц, на год, на будущее вообще. Он изумительно рисует, но его рисунки есть только у меня (зачем их хранить, новые нарисую! ), он бесподобно лепит, но ни одной его скульптуры-фантасмагории в стиле Сальвадора Дали нет: слепил и смял, и опять что-то лепит. Его запредельная активность (даже спит и ест очень мало!) не имеет смысла. Весь пар- в трубу.
Каждая ситуация может послужить нам уроком. Я не буду сейчас анализировать, почему фантастические академические и художественные способности Ярослава дают столь скудный и нелепый урожай (это будет темой одного из будущих постов).А сейчас я хочу подумать над тем, как помочь детям найти иной путь: через дела приближаться к людям, а не прятаться за делами от людей.

Для меня очевидно, что в моих отношениях с ребёнком должен незримо , а иногда и "зримо" , присутствовать кто- то ещё, какой-то ДРУГОЙ:
-вот мы сложили мозаику, полюбовались, но не будем её разбирать:"Давай покажем её девочке, которая прийдет заниматься после тебя!"
-вот мы сделали шнуровку, но не будем её прятать : надо порадовать маму;
- если мы убираем со стола, то не просто так: сейчас прийдёт малыш, ему будет трудно это сделать;
-нарисовали по точкам узор: отнеси домой папе, пусть и он увидит, как здорово получилось;
-помоги мне сделать образец из пластилина для малышей, а то у меня уже руки болят...

Всё это маленькие шажки на пути формирования ДРУГОГО, введение СУБЪЕКТА в жизнь ребёнка. Без этого всё себе, для себя и ради себя- всё пустое. В таком подходе принципиальное отличие от АВА: ребёнок что-то делает не ради получения награды (читай "выгоды"),а ради своего и ещё чьего-то удовольствия или пользы (что тоже, конечно, выгодно).Это не формирование зависимости от чужого мнения, а формирование смысла ( ради чего? ради кого? ). И ещё : так не на словах , а на деле ребёнок понимает, что он не один, он нужен, он интересен другим субъектам. А появление ДРУГОГО в мировосприятии ребёнка- это уже значительный шаг в сторону от аутизма.

Расскажите друзьям

Комплекс психологичеких услуг «По максимуму»

2019 (весь год)

2 мес

В комплекс входят: курс лекций для родителей «В начале пути»(5 часов); три лекции о «болевых точках»: аутостимуляциях, ритуалы, мелтдауны-шатдауны; индивидуальная консультация + анализ видеоматериалов о ребёнке ( 1 час через Viber) с целью максимально индивидуализировать рекомендации родителям по теме их запросов; индивидуальное сопровождение в течение месяца: 5 двадцатиминутных консультаций + анализ дополнительных видеоматериалов, в ходе которых дополняются и уточняются рекомендации с учетом информации о том, как идёт процесс их реализации.

Подробнее

Свежие статьи

Новость
СОВСЕМ НЕ НОВОГОДНЯЯ ИСТОРИЯ

Кто-то смотрит на правду - и видит правду. Но иногда это очень трудно, ведь не всегда же она приятна! Кто-то смотрит на правду - и то видит ее, то не видит, в зависимости от того, насколько она вписывается в его представления. А кто-то вообще отворачивается от правды, которая колет глаз или,ещё хуже, жжёт душу - и делает вид, что этой правды вообще нет

Читать
Новость
ИСТОРИЯ С ОТКРЫТЫМ ФИНАЛОМ

Вместе с Лешей в мою жизнь вошло слово «аутизм». Случилось это 25 лет назад, когда ему было 3 года, а я была начинающим, но довольно самолюбивым психологом. А начинающие и самолюбивые обычно считают, что им море по колено. Я на тот момент была психологом 

Читать
Новость
ПРИМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ (где поставим запятую?)

Бывают статьи, после чтения которых остаётся странное ощущение: с одной стороны, описано то, чем я уже давно пользуюсь, даже не предполагая, что это (вернее, примерно это) -один из протоколов АВА, с другой стороны, есть моменты в этом описании, которые для меня абсолютно неприемлемы

Читать
Читать блог