Семья Общение

ГОВОРИТЬ РЕБЁНКУ ИЛИ С РЕБЁНКОМ?

1 year ago
Photo

Искусство воспитания - это умение общаться С ребёнком, а не воздействовать НА него. Применительно к аутичным детям этот тезис вдвойне актуален. Почему вдвойне? Да потому что аутичный ребёнок и сам склонен относиться к окружающим его людям как к объектам, задача которых служить его интересам и удовлетворять его желания. При этом он ещё прикладывает огромные усилия, чтобы не допустить обратного. Если взрослый будет воспринимать такого ребёнка тоже как объект воздействия, то мечты о совершенствовании коммуникативных навыков ребёнка могут остаться мечтами. Ребёнок видит объект в родителях, родители видят объект в ребёнке - это имитация, это псевдообщение, это путь в тупик.

Если же мы хотим, чтобы ребёнок видел перед собой не просто другого, а ДРУГОГО, надо личным примером показывать, что именно так мы воспринимаем его самого. Начинать вообще надо с себя. Но как же часто мы, взрослые, об этом забываем и пытаемся на ребёнка именно воздействовать (то есть обращаемся с ним, как с объектом)! Как же часто мы что-то говорим ребёнку (читаем морализаторские лекции или предъявляем требования) вместо того, чтобы поговорить С НИМ, как субъект с субъектом!

Если ребёнок ещё не говорит или плохо говорит, то тенденция просто произносить текст, адресованный ему, усиливается (есть оправдание: говорим ему, так как С НИМ ведь не поговоришь!). От таких подходов надо отказываться, потому что цель не в том, чтобы подчинить действия малыша желанию родителей, а в том, чтобы он сам мог принимать правильные решения. Реально ли это?

На занятие пришла вся семья: мама, папа и 5-летний Вася. По пути зашли в магазин, купили сыну водяной пистолет, которым Вася ,что вполне естественно, ещё не успел наиграться. Сияющий ребёнок с гордостью показывает мне свой пистолет и собирается с ним идти в кабинет.

-Оставь пистолет в коридоре!- командует мама.
-Нет.
-Сейчас же отдай его мне!- подключается папа.
-Нет!- Вася уже плачет и прижимает пистолет к груди.
-На занятие ты с пистолетом не пойдёшь, он будет тебе мешать.
-Нет!!!-Вася уже лежит на полу и стучит пистолетом по книжной полке. Папа пытается вырвать пистолет из рук сына, а Вася в это время бьёт папу ногами.

Понаблюдав за таким развитием событий, я жестом отправляю родителей отдыхать. Попробуем сами с Васей разобраться, но по-другому, мы должны прийти к совместному решению. Какому? Посмотрим.

Сажусь рядом с Васей на пол.

-Вася! А твой пистолет сейчас заряжен? 
Вася продолжает стучать и плакать.

-Вася! Кажется, в нём нет воды. Давай его зарядим водой.
Перестал стучать, затих, но молчит.

-Вася! Я хочу увидеть, как он стреляет.
Встаёт. Идём на кухню за водой. Зашли в ванную, постреляли в стенку. Оценила, повосхищалась.

-Я тоже хочу такой...Расскажешь, где такой можно купить? После занятия. А сейчас пора заниматься.
Вася гордо прижал пистолет к себе.

-Ты хочешь взять его с собой в кабинет?
-Да.
-Но у нас там другие дела.
-Положу на стол.
-Там мало места, я уже приготовила новый конструктор.
-На диван.
-Там сейчас кот лежит, может сбросить пистолет с дивана, и он сломается.
-В карман.
-Хорошо. Давай попробуем.
Пробуем - не помещается.
-Может, дадим родителям, пусть охраняют?
Кивнул. Нехотя (ну, конечно же, нехотя!), но спокойно отдал папе.

После занятия беседую с родителями.
-Начало сегодняшнего занятия - это иллюстрация двух моделей отношений:
1) мы субъекты- ты объект, Вася её отвергает; 
2) мы с тобой субъекты, Вася её принял.

-Но вы потратили на переговоры 10 минут занятия! - парирует мама.
-Мы не потратили 10 минут, мы за эти 10 минут успели сделать первое задание по совершенствованию коммуникации.
-А если бы он не согласился отдать пистолет, тогда тупик?
-Нет, тогда продолжение переговоров и поиск компромисса. Главное, чтобы мы нашли общее решение.
-И что же, каждый раз разводить с ним такую дипломатию?
-Нет, не всегда.Иногда достаточно просто напомнить о существовании правила, по которому надо действовать. Иногда - дать подробное объяснение. Но сегодня этого было бы мало. 

Это был ваш, родительский , просчёт: перед самым занятием вы купили ребёнку новую, желанную игрушку. Он ещё не успел прийти в себя от радости. Логичнее было бы сделать покупку после занятия или пораньше, чтобы Вася наигрался. Вы не учли, что Вася -субъект, у которого есть СВОИ эмоции и желания. Вы давали инструкции ему, даже не попытавшись поговорить С НИМ. Вы сами создали ситуацию, которая убеждает вас в том, что ребёнок неуправляем. 

Пока мы беседовали, Вася был занят котом.
-Обувайся! - привычно командует мама.
-Домой пойдём обутые или босиком?- моргает мне папа.

КАЖЕТСЯ, ОДИН ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК СЕГОДНЯ МЕНЯ ПОНЯЛ. 

Ирина Кулиш

Расскажите друзьям

Комплекс психологичеких услуг «По максимуму»

2019 (весь год)

2 мес

В комплекс входят: курс лекций для родителей «В начале пути»(5 часов); три лекции о «болевых точках»: аутостимуляциях, ритуалы, мелтдауны-шатдауны; индивидуальная консультация + анализ видеоматериалов о ребёнке ( 1 час через Viber) с целью максимально индивидуализировать рекомендации родителям по теме их запросов; индивидуальное сопровождение в течение месяца: 5 двадцатиминутных консультаций + анализ дополнительных видеоматериалов, в ходе которых дополняются и уточняются рекомендации с учетом информации о том, как идёт процесс их реализации.

Подробнее

Свежие статьи

Новость
СОВСЕМ НЕ НОВОГОДНЯЯ ИСТОРИЯ

Кто-то смотрит на правду - и видит правду. Но иногда это очень трудно, ведь не всегда же она приятна! Кто-то смотрит на правду - и то видит ее, то не видит, в зависимости от того, насколько она вписывается в его представления. А кто-то вообще отворачивается от правды, которая колет глаз или,ещё хуже, жжёт душу - и делает вид, что этой правды вообще нет

Читать
Новость
ИСТОРИЯ С ОТКРЫТЫМ ФИНАЛОМ

Вместе с Лешей в мою жизнь вошло слово «аутизм». Случилось это 25 лет назад, когда ему было 3 года, а я была начинающим, но довольно самолюбивым психологом. А начинающие и самолюбивые обычно считают, что им море по колено. Я на тот момент была психологом 

Читать
Новость
ПРИМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ (где поставим запятую?)

Бывают статьи, после чтения которых остаётся странное ощущение: с одной стороны, описано то, чем я уже давно пользуюсь, даже не предполагая, что это (вернее, примерно это) -один из протоколов АВА, с другой стороны, есть моменты в этом описании, которые для меня абсолютно неприемлемы

Читать
Читать блог