Семья Коллектив Коммуникация

СОВСЕМ НЕ НОВОГОДНЯЯ ИСТОРИЯ

1 year ago
Photo

Кто-то смотрит на правду - и видит правду. Но иногда это очень трудно, ведь не всегда же она приятна! Кто-то смотрит на правду - и то видит ее, то не видит, в зависимости от того, насколько она вписывается в его представления. А кто-то вообще отворачивается от правды, которая колет глаз или,ещё хуже, жжёт душу - и делает вид, что этой правды вообще нет.

Нина выбрала третий вариант. То ли сознательно выбрала, то ли он сам по себе как-то выбрался, по прошествии многих лет трудно понять. Она создала образ сына, и до 10 лет жила с этим образом: «Моего Диму постороннему человеку трудно понять, он несовременный в лучшем смысле этого слова - скромный, спокойный, очень тактичный, увлечённый». Нина слепила образ Димы из всех фактов, которые четко вписались в такую концепцию. Все остальное было отброшено за ненужностью как результат «бракованного» восприятия.

Дима с трёх лет ходил в детский сад, но не принимал участия в общих занятиях - «ему неинтересно, он все это знает». Дима не был задействован ни в одном детском празднике - «он домашний ребёнок, не любит шум и нет в нем актерских талантов, имеет же он право чего-то не хотеть». Дима отказывался есть в саду - «он привык к вкусной домашней пище, и у него слабое чувство голода». Дима в саду ни с кем так и не подружился - «он однолюб, его лучший друг - старший брат». Дима не играет игрушками - «он рано повзрослел, ему интересны только буквы и цифры». Дима отвечает на вопросы цитатами из мультфильмов - «он демонстрирует прекрасную память». Дима может укакаться , играя на компьютере - «он- натура увлечённая, погружается в своё занятие с головой». Дима отказывается спать сам - «он очень любит родителей». Дима не понимает юмор, шутки - « он серьезный не по годам, маленький взрослый». Если Дима чего-то не умеет, не понимает или чем-то очень явно отличается от сверстников, этому обязательно есть объяснение, которое маму вполне устраивает.

Детсадовский период прошёл достаточно спокойно, без особых волнений и тревог. Дима, действительно, очень тихий и спокойный (до определенного момента!) ребёнок, послушен до предела : скажут сидеть во время прогулки - всю прогулку просидит, скажут пазл собирать - стопку пазлов сложит. Лишь бы не вовлекали в общую деятельность - иначе истерики не миновать. Но никто и не вовлекал, родители сами просили не напрягать его по мелочам и все заботы по развитию ребёнка и подготовке к школе взяли на себя. По формальным признакам к школе Дима был неплохо подготовлен: читает, считает, пишет- все это мамиными стараниями. Мама - учитель начальных классов- идёт с Димой путём индивидуальным, и у неё это неплохо получается.

Первый раз серьезные сложности возникли, когда пришло время идти в школу. Тогда набор первоклассников шёл через собеседование с психологом. Все задания Нина знала и была абсолютно уверена, что для Димы они легкие. Идти он должен был в первый класс, который набирала она сама (вот же удобство какое!) Собеседование - чистая формальность! Но... Дима его не прошёл, и не просто не прошёл, а не прошёл с треском. Он не сделал НИ-ЧЕ-ГО, не ответил ни на один вопрос. Дима вошёл в штопор, он просто молчал и смотрел мимо психолога.

Нина рассказывала мне, что тогда она несколько дней плакала,осознавая происшедшее, впервые в жизни ударила Диму от бессилия, а потом опять плакала уже по другой причине: «Я - плохая мать. Я должна была предвидеть, каким стрессом для него будет необходимость общения с незнакомым человеком. Он просто испугался».

В результате собеседования в личном деле каждого первоклассника появлялись два листочка: рисунок семьи и задания теста Керна-Йерасика. Дома эти задания были с легкостью выполнены, отнесены в школу и спрятаны в папку. Психолога озадачило абсолютное сходство всех четырёх фигур на рисунке семьи. Дима «не видел» различий между взрослыми и детьми, мужчиной и женщиной, и лиц почему-то не было, все стояли спиной к зрителю. Но разве это важно? Нину порадовало то, что все держатся за руки - «дружная семья, потому и похожи».

Любой учитель знает, как трудно работать в классе, где учится твой ребенок. Нине было не просто трудно, а очень трудно! Надо же быть непредвзятой, а как этого добиться, если эмоции закипают? Дети сами по себе, Дима сам по себе. Попытки давать задания на двоих или включать Диму в групповую работу делались многократно - результат один: сделали вместе - и разошлись. При этом обе стороны испытывали чувство облегчения, так как совместная деятельность их явно тяготила. Диму вообще тяготило все совместное, детей тяготила необходимость помогать сыну учительницы и подстраиваться под него.

На детские дни рождения иногда звали, но не Диму как Диму, а Диму как сына учительницы. На любых мероприятиях он соглашался быть только в качестве зрителя ( и то уже достижение!) Имена одноклассников Дима запомнить никак не мог, в классе были «девочка в очках», «мальчик в желтой рубашке», «мальчик- каратист» и т.д. и он, Дима.

На особенности поведения ребёнка обратил внимание завуч, но Нина заняла привычную позицию - дать свою интерпретацию любому критическому замечанию или даже вопросу, в подтексте которого чувствуется критика.

Так пролетели три с половиной года. Четвёртый класс. Последний год Нина работает с этим классом. На родительском собрании было решено отметить Новый год так, чтобы это запомнилось детям на всю жизнь. Арендовали малый актовый зал в доме культуры, чтобы праздновать не со всей школой, а только со своим классом. Новогодний огонёк с театральным представлением для родителей и детей.

Огонёк проходил на ура. Весь класс , кроме Димы (что никого даже и не удивило!) принял участие в самых разнообразных номерах и конкурсе карнавальных костюмов. Мини -концерт от родителей тоже всех удивил и порадовал. И на «десерт»-театральное представление.

За 15 лет работы в школе Нина видела по крайней мере 15 подобных представлений. Как же они похожи! Стандартный набор героев, стандартные сюжетные повороты, стандартный happy end. Это представление должно было занять своё место в шеренге подобных и стать шестнадцатым. Должно было... но не стало. Могло бы стать...но произошло совсем иное.

Это представление стало началом другой жизни, оно разделило жизнь на ДО и ПОСЛЕ, после него возврата к прежнему уже не могло быть.

На следующий день после этого представления я познакомилась с Ниной. Сказать, что ее лицо опухло от слез - это ничего не сказать. На первой консультации слезы лились рекой. Наверное, надо было выплакать все слёзы, которым она лет 8 (с тех пор, как стала замечать, что Дима особенный) не позволяла вырваться наружу.

Чем же было знаменательно это представление? Да ничем! Знаменательно было не оно, а то, что открылось сознанию Нины во время спектакля. А открылась ей «пропасть между Димой и детьми», увидев которую она уже не может прятаться за словами о его своеобразии, неординарности, исключительности, необычности. Старательно слепленный образ сына рассыпался, распался, развеялся.

Нина поняла, что он - ВООБЩЕ другой. Он - инопланетянин, живущий не просто в другом мире, а в другой системе координат.

На сцене Баба-Яга пыталась догнать Деда Мороза, который со своей свитой спешил доставить детям подарки к празднику. Метель, ничего не видно. Сани наткнулись на лежащее поперёк дороги бревно (дело рук злых сил). Все подарки пришлось выгрузить и спрятать под елкой, чтобы сани налегке оттащить к лесному мастеру в ремонт. И тут появилась Баба-Яга и обратилась к зрителям за помощью. «Ребята, где Дед Мороз спрятал подарки?” На фоне тишины робкий и неуверенный голос Димы звучит достаточно громко: «Под елкой». В сценарии такая реплика не предусмотрена, поэтому Баба-Яга, не обращая на неё внимания,повторяет просьбу : «Дети, помогите бабушке. Кто мне скажет, где подарки, с тем я поделюсь». Дима раздраженно, опять на фоне тишины, но уже громче говорит: «Под елкой». Дети и родители начинают недвусмысленно переглядываться между собой. Самодеятельный актёр явно не силён в искусстве импровизации и продолжает играть по сценарию. «Дети, вы что оглохли? Почему вы ничего не отвечаете? Старших надо уважать! Ну-ка, быстро помогите бабушке!” Под громовые раскаты хохота Дима идёт на сцену, достаёт мешок с подарками из-под елки и протягивает Бабе-Яге.

Что было дальше, Нина не помнит. Это был шок. Кто-кто из родителей привёз ее и Диму домой. И теперь надо начинать новую жизнь. Нет, не новую. Обычно «новая жизнь» ассоциируется с какими-то позитивными переменами. Другую жизнь, совсем другую...Без стремления видеть то, что хочется, без попыток все шершавости припудрить и завуалировать. За этим она и пришла ко мне на следующий день после новогоднего спектакля.

Первый и самый важный шаг на этом «другом» пути она в тот день уже сделала ещё до прихода ко мне: она не применила привычную тактику интерпретировать все по-своему, а обратилась за помощью. А дальше - работа по двум направлениям: с мамой и папой по принятию ребёнка реального, а не придуманного, и с Димой - по формированию навыков коммуникации и умения понимать и строить социальные отношения.

С Ниной было проще. Несмотря на столь длинный период отрицания самого факта наличия проблемы, она была готова к переменам, мотивирована и имела ресурс. Дима отчаянно сопротивлялся самой мысли о том, что в отсутствии друзей, например, нельзя винить одноклассников, которые живут в параллельных с ним мирах и «пересекаются» с ним исключительно по просьбе Нины Николаевны. Он упорно не хотел видеть в них что-то хорошее, интересное. Ещё активнее он сопротивлялся необходимости критически анализировать своё собственное поведение. Все его рассказы о конфликтных ситуациях в школе начинались словами: «А они...»- и дальше бесконечный поток обид, жалоб и обвинений.

И тогда главным моим помощником стал старший брат Димы. Я занималась с двумя мальчиками одновременно. Серёжа, глядя на фотографию своего класса, рассказывал нам о своих одноклассниках, заочно знакомил нас с ними, с Серёжей мы обсуждали план подготовки к его дню рождения, Серёжа рассказывал нам, с кем и почему он хотел бы дружить. А Дима слушал, сначала пассивно, потом (по моей просьбе, конечно)стал задавать неуклюжие уточняющие вопросы, потом проявились первые ростки живого интереса. В конце весны (почти пять месяцев работы!) Дима, слушая рассказ брата о мальчике, который постоянно приносил в класс дорогие игрушки, чтобы все захотели с ним дружить, впервые дал комментарий, исходя из своего жизненного опыта: «Я тоже так делал». Это был настоящий прорыв.

Дальше по каплям, крошечными шагами мы продвигались вперед. Период отрицания закончился. Идёт активная работа со всей семьей. Сейчас Дима перешёл в 9 класс, многие житейские ситуации у него и сейчас связаны с непониманием социального контекста, неумением поставить себя на место собеседника. Есть трудности с пониманием переносного смысла, метафор, различением шуток и насмешек. Масштабы этого непонимания, конечно, совсем другие. Но самое главное - он сам хочет разобраться в себе и в людях. Иногда помощь ему нужна срочно - и тогда он звонит мне: «Одноклассник просит прислать ему фото готового решения задачи по физике. Если я не пришлю, он будет считать меня врагом?» Он не знает ответ на вопрос, но хочет его найти - и это уже победа.

Родители Димы не пытаются интерпретировать все сложности и проблемы, глядя на них сквозь розовую призму - и это тоже очень важно. В атмосфере принятия легче стало дышаться всем, нет запретных тем, никто не боится наступить на больной мозоль.
В этом году у Нины опять первый класс, ещё осенью она попросила проконсультировать семью с ребёнком «очень похожим на Диму». Говорила, что долго пришлось убеждать родителей в необходимости визита к психологу. Убедила...

Работаем дальше.

Ирина Кулиш

Расскажите друзьям

Комплекс психологичеких услуг «По максимуму»

2019 (весь год)

2 мес

В комплекс входят: курс лекций для родителей «В начале пути»(5 часов); три лекции о «болевых точках»: аутостимуляциях, ритуалы, мелтдауны-шатдауны; индивидуальная консультация + анализ видеоматериалов о ребёнке ( 1 час через Viber) с целью максимально индивидуализировать рекомендации родителям по теме их запросов; индивидуальное сопровождение в течение месяца: 5 двадцатиминутных консультаций + анализ дополнительных видеоматериалов, в ходе которых дополняются и уточняются рекомендации с учетом информации о том, как идёт процесс их реализации.

Подробнее

Свежие статьи

Новость
СОВСЕМ НЕ НОВОГОДНЯЯ ИСТОРИЯ

Кто-то смотрит на правду - и видит правду. Но иногда это очень трудно, ведь не всегда же она приятна! Кто-то смотрит на правду - и то видит ее, то не видит, в зависимости от того, насколько она вписывается в его представления. А кто-то вообще отворачивается от правды, которая колет глаз или,ещё хуже, жжёт душу - и делает вид, что этой правды вообще нет

Читать
Новость
ИСТОРИЯ С ОТКРЫТЫМ ФИНАЛОМ

Вместе с Лешей в мою жизнь вошло слово «аутизм». Случилось это 25 лет назад, когда ему было 3 года, а я была начинающим, но довольно самолюбивым психологом. А начинающие и самолюбивые обычно считают, что им море по колено. Я на тот момент была психологом 

Читать
Новость
ПРИМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ (где поставим запятую?)

Бывают статьи, после чтения которых остаётся странное ощущение: с одной стороны, описано то, чем я уже давно пользуюсь, даже не предполагая, что это (вернее, примерно это) -один из протоколов АВА, с другой стороны, есть моменты в этом описании, которые для меня абсолютно неприемлемы

Читать
Читать блог