Методы

ПРИМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ (где поставим запятую?)

1 year ago
Photo

Бывают статьи, после чтения которых остаётся странное ощущение: с одной стороны, описано то, чем я уже давно пользуюсь, даже не предполагая, что это (вернее, примерно это)-один из протоколов АВА, с другой стороны, есть моменты в этом описании, которые для меня абсолютно неприемлемы.
Именно такое впечатление от размышлений Tameika Meadows над темой использования зоны разгрузки для самостоятельного успокоения аутичного ребёнка ( ссылка на статью: http://outfund.ru/kak-ispolzovat-zonu-razgruzki-chtoby-pom…/)
Больше всего в этой статье меня смутило слово «протокол», которое подразумевает, что это не просто размышление на указанную тему, а некая инструкция, которой надо чётко следовать. Именно это делать как раз и не хочется, а вот поделиться своими мыслями о предложенной теме - с удовольствием.

Учитывая слабую функцию самоконтроля у аутичного ребёнка, мы, безусловно, должны понимать, что он не может быстро «взять себя в руки» в том случае, когда эмоции уже «вышли из берегов». Надо предоставить ребёнку место для успокоения, время на успокоение и вооружить его способом, как это сделать.

Что касается места, мне кажется, в статье это достаточно подробно и правильно описано, верно поставлен акцент: это место должно быть достаточно комфортным для ребёнка, но не самым желанным в квартире, там не должно быть самых любимых предметов.

Время нельзя ограничивать, так как разные причины для расстройства ребёнка потребуют разного количества времени. Цель - не наказать ребёнка одиночеством, а научить успокаиваться, поэтому время не стоит экономить.

НО... дальше у меня возникает ряд вопросов, а иногда и явный протест против того, что предлагает автор.

1. Автор предлагает: «Когда ребенок находится в раздраженном состоянии, злится, сильно расстроен и так далее, сведите свою речь к минимуму». Если ребёнок неречевой или речь в начальной стадии формирования, мы, общаясь с ним, всегда сводим свою речь к минимуму( в этом случае можно согласиться). А если ребёнок речевой? В этом случае как раз стоит от себя озвучить предполагаемую версию причины недовольства, огорчения, протеста или гнева, обозначить эмоциональное состояние ребёнка каким-то словом, описать действия ребёнка (не упрекая и не стыдя его при этом!), дать время выплеснуть эмоции. И только после этого я бы предложила ему посидеть в зоне разгрузки. Например, это могло бы звучать так: «Тебе очень нравится строить высокую башню, и у тебя это получилось,но вдруг башня упала. Ты огорчился, стал злиться, разбросал все кубики, кричишь, плачешь. А это поможет вернуть башню? Давай, ты посидишь в нашем специальном месте и придумаешь, что можно сделать и как исправить ситуацию. У тебя получится».

При хорошо развитой речи текст может быть ещё более подробным. Такой подход помогает в отдаленной перспективе сформировать навыки рефлексии, то есть учит осознавать происходящее, анализировать свои действия. Вербализация эмоционального состояния ребёнка - это ещё и профилактика алекситимии (когда человек не может описать свои эмоции),введение в пассивный словарь ребёнка не просто новых слов, а слов , наполненных эмоциональным смыслом.

2. Автор статьи предлагает: «Когда у ребенка начинается эскалация эмоционального состояния, объясните ему, что ему нужно успокоиться, и где это можно сделать». В этой цитате не могу согласиться со словом «начинается». Для ребёнка его агрессивное поведение, его крик и плач - это способы коммуникации.

И если мы с самого начала прервём такое общение предложением успокоиться, мне кажется, это то же самое, что сказать: «То, что тебя волнует, мне неважно, для меня главное тишина и порядок».

Это в перспективе мы хотим научить ребёнка успокаиваться, пропустив стадию расшвыривания игрушек, например. Но сегодня ребёнок к этому ещё не готов.

Сегодня - это, возможно, пока единственный доступный ему способ снятия напряжения. И прервав его в самом начале, добьёмся ли мы настоящего успокоения или оно (напряжение) через несколько минут «выстрелит» уже по другому мизерному поводу после небольшого периода спокойствия? И тогда нам, во-первых, прийдется удивляться, что ребёнок раздражается по мелочам, а, во-вторых, умение успокоить себя, по сути, таковым не будет, а будет умением отсрочить реакцию. Думаю, более правильно предложить ребёнку перейти в зону разгрузки не в начале эмоциональной вспышки, а уже после кульминации, когда ребёнок будет готов не подавить эмоцию, а «прожить« ее до конца и достичь полного успокоения и расслабления.

3. «Вы просто предоставляете ему безопасное пространство, где можно плакать, кричать и быть расстроенным»,- так описала автор статьи функцию зоны разгрузки. Опять не могу согласиться.

Если это место находится в квартире, где постоянно живет ребёнок, то зачем выделять специальное место, ассоциирующееся с эмоционально отрицательно заряженными словами. Если это место для разгрузки, то пусть оно лучше ассоциируется со словами «подумать», «понять», «найти», «тишина» ит.д. А для этого надо приводить ребёнка сюда не в начале инцидента, а тогда, когда ребёнок к этому готов (о чем я уже писала в пункте).

В целом, мне кажется, статья будет полезна всем родителям при наличии готовности не слепо следовать протоколу АВА, а применять изложенный в ней материал в своей практике общения с аутичным ребенком ровно настолько, насколько для вас это приемлемо.
Возвращаясь к названию обзора стать, я бы сказала так:
ПРИМЕНЯТЬ, НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ, НО... надо уточнять!

Р.S.Интересно было бы узнать мнение читателей. 
Поставьте в комментарии 1, если вы согласны с автором статьи (минимум вербализация, отправлять ребёнка в зону разгрузки в самом начале вспышки и ассоциировать зону с местом, где плачут, кричат, злятся).

Поставьте в комментарии 2, если вы согласны со мной (вербализация на максимуме, доступном ребёнку; в зону разгрузки идти, когда основной эмоциональный компонент уже почти позади и ребёнок, по мере своих возможностей, может думать , оценивать, искать решение; а саму зону разгрузки больше ассоциировать с местом для размышлений и окончательного успокоения, чем с местом для пролития слез).

Ирина Кулиш

Расскажите друзьям

Комплекс психологичеких услуг «По максимуму»

2019 (весь год)

2 мес

В комплекс входят: курс лекций для родителей «В начале пути»(5 часов); три лекции о «болевых точках»: аутостимуляциях, ритуалы, мелтдауны-шатдауны; индивидуальная консультация + анализ видеоматериалов о ребёнке ( 1 час через Viber) с целью максимально индивидуализировать рекомендации родителям по теме их запросов; индивидуальное сопровождение в течение месяца: 5 двадцатиминутных консультаций + анализ дополнительных видеоматериалов, в ходе которых дополняются и уточняются рекомендации с учетом информации о том, как идёт процесс их реализации.

Подробнее

Свежие статьи

Новость
СОВСЕМ НЕ НОВОГОДНЯЯ ИСТОРИЯ

Кто-то смотрит на правду - и видит правду. Но иногда это очень трудно, ведь не всегда же она приятна! Кто-то смотрит на правду - и то видит ее, то не видит, в зависимости от того, насколько она вписывается в его представления. А кто-то вообще отворачивается от правды, которая колет глаз или,ещё хуже, жжёт душу - и делает вид, что этой правды вообще нет

Читать
Новость
ИСТОРИЯ С ОТКРЫТЫМ ФИНАЛОМ

Вместе с Лешей в мою жизнь вошло слово «аутизм». Случилось это 25 лет назад, когда ему было 3 года, а я была начинающим, но довольно самолюбивым психологом. А начинающие и самолюбивые обычно считают, что им море по колено. Я на тот момент была психологом 

Читать
Новость
ПРИМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ (где поставим запятую?)

Бывают статьи, после чтения которых остаётся странное ощущение: с одной стороны, описано то, чем я уже давно пользуюсь, даже не предполагая, что это (вернее, примерно это) -один из протоколов АВА, с другой стороны, есть моменты в этом описании, которые для меня абсолютно неприемлемы

Читать
Читать блог