Семья Общение

О РОЛИ НАРЕЧИЙ "РЯДОМ" и "ВМЕСТЕ"

1 year ago
Photo

Еду в поезде к подруге детства в плацкартном вагоне (очень уж не люблю закрытые, да ещё и душные пространства),рядом на нижней полке мама с 5-летним ребёнком. Ехать долго, еще часов 8 ребёнок будет бодрствовать, потом, на радость всего вагона, заснёт. Почему я думаю, что все пассажиры испытают чувство глубокого удовлетворения? Да потому, что пока мы едем только два часа, а Коля всем уже порядком поднадоел. Сразу видно,что натура очень демонстративная, хочет быть замеченным всеми, но при этом идти на диалог или вообще вступать в контакт не желает или не умеет. Важно привлечь внимание к себе, а что с этим вниманием делать дальше - не знает. Очень шумный, явно не умеет регулировать громкость. От любых угощений отказывается. Уже успел освоить все пространство вагона. На замечания, сделанные пассажирами , реагирует только мама: она начинает шипеть и шикать на Колю. «Дома будешь дуреть, а тут сиди тихо!» Звучит это совсем не убедительно.

Я не вмешиваюсь, потому что первые попытки контакта Коля не поддержал, мама тоже смотрит настороженно. Наблюдаю и редактирую пост, написанный раньше. И тут понимаю, что сама жизнь подбросила мне новую тему. Это будет пост не о плохом поведении мальчика Коли, особенности поведения которого имеют некоторое отношение к теме моего блога. И не о пассажирах, которые все более и более раздражаются и начинают в ответ на поведение ребёнка демонстрировать не лучшие свои качества (только что Коля стянул простынь с верхней полки, и спавший там человек прошёлся по всей Колиной родословной).

Это будет пост о том, как вообще справляются с такими ситуациями семьи аутичных детей. Удивительно, но на консультациях эта тема до сих пор почему-то никогда не затрагивалась. А что я могла бы посоветовать, если бы случилось? И вот я лихорадочно думаю над этим вопросом.

-Тщательно готовиться к поездке. Обсудить, проиграть, посмотреть видео- попробовать все, что имеет хоть какое-то отношение к поездке на поезде.Перед длительной дорогой, возможно, даже совершить маленькое пробное путешествие (хотя бы одна станция туда и обратно).
- ...

А дальше я бы не советовала, а задавала вопросы о том, какие игрушки есть дома, каким игрушкам ребёнок отдаёт предпочтение, какой игрой его можно надолго увлечь, о какой игрушке очень мечтает, какие мультики любит. И исходя из полученных ответов вместе с родителями я бы думала над тем, что стоит взять в дорогу из имеющегося в закромах. А ещё, возможно,стоит взять какой-то сюрприз...

Пока я пишу эти строчки, а мама вышла в туалет,Коля осваивает мои туфли и пытается в них сделать пробежку.Пользуюсь моментом:

-Коля! Сними мои туфли , а то не сможешь заработать приз!
-Дай приз!
-Сними туфли, я расскажу, как его получить.
-Дай приз!
-У меня нет, но начальник поезда награждает, если пассажир себя хорошо ведёт. Давай сделаем фото: ты в своих кроссовках сидишь на полке. Пусть он увидит, какой ты молодец. 
Коля переобувается и спокойно усаживается .
-Теперь давай сделаем фото, как ты читаешь.

Возвращается мама. Коля требует дать ему книгу. Книги у мамы нет. Попросили у проводника журнал. Делаю фото, как Коля читает (листает) журнал. Коля пытается объяснить маме, что это фото для «командира» поезда, у которого есть приз. Мама при этом проявляет абсолютное безразличие к нашему диалогу. Потом фотографируем, как Коля ест, Коля делает маме прическу, Коля пьёт чай, Коля смотрит в окно.

Что же еще? Делаем уже не фото- ,а видеосюжет о том, как Коля молчит. После периода молчания наступает фаза активности. Пока он опять делает пробежку из конца в конец вагона, спрашиваю у мамы, есть ли у неё что-то такое, что могло бы стать призом. Нет ничего!

Я стараюсь не врать детям. Приз обещан, Коля старается, я не могу обмануть доверие ребёнка. Мы с ним вряд ли ещё встретимся (он живет в Херсоне, я а Николаеве), но доверию к любому другому человеку будет нанесён урон, если я сейчас же не найду приз.

Делаю осмотр своих вещей и нахожу сразу два «сокровища». Я не люблю есть в поездах, но муж заботливо положил мне пачку сухариков на всякий случай. Подходит! Коля вернулся с пробежки. Я говорю ему, что приходил проводник , принёс приз от «командира поезда»- сухарики. Командиру очень понравились наши фото- и видеоотчеты.

В подарок сыну своей подруги я везу второе «сокровище» игру «Уява» (украинский аналог замечательной игры Dixit). Время приближается к 20 часам. Пора укладываться, а сна у Коли ни в одном глазу, опять пробежки, сопровождаемые выкриками.

-Коля, командир поезда сказал, что за твоё старание перед сном он разрешит тебе рассмотреть очень интересные карточки.
-Давай!
-Не сейчас, а перед сном.
-Я хочу спать.

Достаю карточки. Играть по правилам мы, конечно, не сможем, но просто рассмотреть их - вполне. Особого интереса они, правда, не вызвали. Для Коли важен был важен сам факт получения желаемого. Минут через 10 Коля сам улёгся без лишнего шума и возни, как будто это не он совсем недавно взбудоражил весь вагон.

Больше всего в этой истории меня удивила и озадачила позиция мамы, которая была то ли запредельно уставшей, то ли занятой своими переживаниями. Видя, что я, чужой человек, беру ситуацию в свои руки, она никак на это не прореагировала, ни о чем не спросила, ничего не прокомментировала. Обращалась только к Коле и только с замечаниями. К поездке она была абсолютно не готова (ни игр, ни книг, ни вкусняшек-сюрпризов). Она не подыграла мне, когда сын получил сухарики. Но зато, когда он уронил несколько штук, выразила недовольство его неаккуратностью. Даже когда сын заснул, она не воспользовалась этим, чтобы проявить свою включённость в ситуацию. Она, как мне кажется, не поняла самое главное: для ребёнка это не просто перемещение из пункта А в пункт Б, это новое жизненное впечатление, к которому все участники должны быть готовы.

В поведении Коли много аутичных моментов (и бег на цыпочках, и ручки-крылышки, и слабый глазной контакт, и отсутствие реакции на запрет, и нежелание соответствовать социальной норме и т.д.) Но при этом он вполне доступен контакту, есть социальный интерес(быть победителем и получить приз). Надо только чуть-чуть «поизощряться» и помочь ему. А для этого надо быть ВМЕСТЕ с ним, а не просто РЯДОМ. Надо ПРОЖИТЬ с Колей это его первое достаточно далекое путешествие по железной дороге, а не просто быть сопровождающим лицом.

P.S. В жизни любой семьи есть события, которые случаются впервые. Именно к ним надо тщательно готовиться. Лучше подготовиться к тому, чтобы ребёнок ситуативно правильно себя вёл, чем потом, когда неправильное поведение уже проявилось, думать над способами его гашения. Подготовка, безусловно, не исключает форс-мажора, но минимизирует его вероятность. Как готовиться? Каждый раз по-разному. Суть не в строго фиксированных пунктах плана, а в слове ВМЕСТЕ!

Ирина Кулиш

Расскажите друзьям

Комплекс психологичеких услуг «По максимуму»

2019 (весь год)

2 мес

В комплекс входят: курс лекций для родителей «В начале пути»(5 часов); три лекции о «болевых точках»: аутостимуляциях, ритуалы, мелтдауны-шатдауны; индивидуальная консультация + анализ видеоматериалов о ребёнке ( 1 час через Viber) с целью максимально индивидуализировать рекомендации родителям по теме их запросов; индивидуальное сопровождение в течение месяца: 5 двадцатиминутных консультаций + анализ дополнительных видеоматериалов, в ходе которых дополняются и уточняются рекомендации с учетом информации о том, как идёт процесс их реализации.

Подробнее

Свежие статьи

Новость
СОВСЕМ НЕ НОВОГОДНЯЯ ИСТОРИЯ

Кто-то смотрит на правду - и видит правду. Но иногда это очень трудно, ведь не всегда же она приятна! Кто-то смотрит на правду - и то видит ее, то не видит, в зависимости от того, насколько она вписывается в его представления. А кто-то вообще отворачивается от правды, которая колет глаз или,ещё хуже, жжёт душу - и делает вид, что этой правды вообще нет

Читать
Новость
ИСТОРИЯ С ОТКРЫТЫМ ФИНАЛОМ

Вместе с Лешей в мою жизнь вошло слово «аутизм». Случилось это 25 лет назад, когда ему было 3 года, а я была начинающим, но довольно самолюбивым психологом. А начинающие и самолюбивые обычно считают, что им море по колено. Я на тот момент была психологом 

Читать
Новость
ПРИМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ (где поставим запятую?)

Бывают статьи, после чтения которых остаётся странное ощущение: с одной стороны, описано то, чем я уже давно пользуюсь, даже не предполагая, что это (вернее, примерно это) -один из протоколов АВА, с другой стороны, есть моменты в этом описании, которые для меня абсолютно неприемлемы

Читать
Читать блог