Развитие речи

ЧЕЛОВЕК!!! АУ!!! (Безглагольность как способ мировосприятия)

1 year ago
Photo

Продолжу рассказ об особенностях речи Никиты (начало в посте от 7 марта). Безглагольность - это не просто его речевое своеобразие, это отражение сути его мировосприятия. Мир ребёнка наполнен объектами, с которыми можно бесконечно совершать некие манипуляции. Никита их постоянно упорядочивает по какому-либо признаку. Одну и ту же группу объктов он с преогромным удовольствием сортирует то по цвету, то по форме, то по размеру, то по материалу, то нравится-не нравится, то живое-неживое и т.д. А можно ещё выстраивать вертикальные или горизонтальные ряды. А можно собрать их в какую-нибудь емкость и делать фейерверк, подбрасывая все сразу вверх. Да мало ли что ещё можно!

Для выполнения всех этих действий и их описания Никите достаточно существительных и прилагательных( красные, большие, деревянные, «мои» = нравится, «чужие» = не нравится, фейерверк, дорожка). Никита сам озвучивает свои действия, но глаголов среди используемых им слов нет. Местоимение «я» он не употребляет, очень редко говорит о себе в третьем лице. Нет того, кто действие совершает - нет и действия. Поэтому еще одно направление нашей работы можно обозначить так: "введение субъекта в речь".

Рассматриваем и обсуждаем карточки из комплекта на тему "Дети и взрослые в совместной деятельности". Вот мама и две дочки сажают цветы. Никита комментирует :"горшочки". Вот папа с сыном ремонтируют велосипед. Никита отмечает:"куртка"(понравилась папина куртка). Вот на пляже папа учит малыша ходить. Мнение Никиты: "песок". Вот папа и сын идут по дороге, уходящей за горизонт. Никита произносит: “далеко" (наречие, такое бывает крайне редко). Ни в одном ответе не "прозвучал" субъект и глагол, обозначающий действие этого субъекта.

Сознание Никиты цепляется за что-то для меня очень-очень вторичное, несущественное. Но это для меня, а для Никиты именно это сверхважно. И если я проигнорирую его послание и покажу ему, КАК НАДО было сказать,- в спонтанную речь эти образцы не попадут. Максимум, чего я смогу добиться таким образом, - это эхо. Однако Никита поймет, что ОН мне не интересен, ОН для меня объект научения (вернее, он это не столько поймет, сколько почувствует). Как же быть? Будем обсуждать то, что важно для него.

Мама и дочки сажают цветы. Для Никиты это «горшочки». Пусть так, поговорим о горшочках: из глины и из пластика, глубокие и мелкие, большие и маленькие,с рисунком и без, яркие и темные, круглые, квадратные и т.д. И только потом невзначай: "А откуда они здесь взялись? Кто их принес? Кто их сделал? Кто купил? Что с ними будут делать?” И тут на сцену выходят действующие субъекты: мастер сделал, водитель привез, продавец продал, мама купила, девочки раскрасили, мама и дочки сажают. Уфф!

Примерно по такой же схеме идет беседа о куртке (на картинке папа и сын ремонтируют велосипед). У Никиты достаточно словарного запаса, чтобы сказать, что куртка синяя, зимняя, теплая, чистая, дорогая, с карманами, с молнией, с капюшоном. Только после этого спрашиваю: "А чья она?" Никита, наконец, увидел субъекты: папу, сына. А вслед за субъектами появилось и действие: "лечат велосипед". Пусть лечат, не буду поправлять, (ведь глагол же!)да и суть происходящего передана верно! Еще одно "уфф!"

Если на занятии дать Никите небольшую передышку, он моментально находит листочек бумаги и с неимоверной скоростью строчит списки покупок. Посещение супермаркетов - одно из самых любимых его занятий.Все в его списке строго систематизированно. Вот он «идёт» по бакалейным рядам (крупы, консервы, мука, кетчуп, майонез). Вот он в кондитерских рядах (конфеты, печеньем вафли, зефир, шоколад). Вот фрукты-овощи, моющие средства и т.д. Ни один отдел он не пропустит. Перерыв закончился, теперь мы с этим списком поработаем. Кто все это купит и что с этим сделает? Вводим субъект и его действие. Бабушка купит муку и испечёт пирожки. Мама купит порошок и постирает одежду. Мальчик купит шоколадку и угостит друзей.

Самое интересное, что все эти слова, обозначающие субъекты и их действия, в пассивном словаре Никиты присутствуют. Просто он пока не считает их важными (объекты для него намного интереснее), а потому и не употребляет. Задача - ввести их в спонтанную речь - ещё долгое время будет определять содержание наших занятий.

P.S.Иногда меня спрашивают, чем я занимаюсь с детьми, у которых начальный этап коррекции уже позади.Очень трудно ответить, потому что для каждого ребенка свой ответ. Вот с Никитой, например, "оживляю" окружающий мир. Как этот процесс "оживления" выглядит, только что изложила.С другими детьми все выглядит по-другому. Об этом в другой раз.

Ирина Кулиш

Расскажите друзьям

Комплекс психологичеких услуг «По максимуму»

2019 (весь год)

2 мес

В комплекс входят: курс лекций для родителей «В начале пути»(5 часов); три лекции о «болевых точках»: аутостимуляциях, ритуалы, мелтдауны-шатдауны; индивидуальная консультация + анализ видеоматериалов о ребёнке ( 1 час через Viber) с целью максимально индивидуализировать рекомендации родителям по теме их запросов; индивидуальное сопровождение в течение месяца: 5 двадцатиминутных консультаций + анализ дополнительных видеоматериалов, в ходе которых дополняются и уточняются рекомендации с учетом информации о том, как идёт процесс их реализации.

Подробнее

Свежие статьи

Новость
СОВСЕМ НЕ НОВОГОДНЯЯ ИСТОРИЯ

Кто-то смотрит на правду - и видит правду. Но иногда это очень трудно, ведь не всегда же она приятна! Кто-то смотрит на правду - и то видит ее, то не видит, в зависимости от того, насколько она вписывается в его представления. А кто-то вообще отворачивается от правды, которая колет глаз или,ещё хуже, жжёт душу - и делает вид, что этой правды вообще нет

Читать
Новость
ИСТОРИЯ С ОТКРЫТЫМ ФИНАЛОМ

Вместе с Лешей в мою жизнь вошло слово «аутизм». Случилось это 25 лет назад, когда ему было 3 года, а я была начинающим, но довольно самолюбивым психологом. А начинающие и самолюбивые обычно считают, что им море по колено. Я на тот момент была психологом 

Читать
Новость
ПРИМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ (где поставим запятую?)

Бывают статьи, после чтения которых остаётся странное ощущение: с одной стороны, описано то, чем я уже давно пользуюсь, даже не предполагая, что это (вернее, примерно это) -один из протоколов АВА, с другой стороны, есть моменты в этом описании, которые для меня абсолютно неприемлемы

Читать
Читать блог