Общение Коллектив

ДИАЛОГ С ОДНОСТОРОННИМ ДВИЖЕНИЕМ

1 year ago
Photo

Во время моего знакомства с Никитой ему было 7 лет, он заканчивал первый класс. Программу усваивал легко, но при этом он и одноклассники жили в параллельных мирах, просто рядом.

На контакт как будто бы пошел легко, без колебаний согласился остаться со мной в кабинете вдвоем. Дал ответы на все мои вопросы, выполнил все мои просьбы. Покладистый и исполнительный. Но как же трудно с ним беседовать!!! Мой вопрос -его предельно краткий ответ - мой уточняющий вопрос- его кивок - мой комментарий- его молчаливое "да" или"нет"- и дальше примерно по этой же схеме. Его ничего не заинтересовало, он не задал ни одного вопроса, не сделал ни одной попытки что-то уточнить или не согласиться с моим комментарием.

Говорит только о фактах, на любой вопрос, требующий выражения своей позиции, только один ответ: "Не знаю". С кем из одноклассников хотелось бы дружить? Переживаешь ли, когда тебя не зовут в игру? Обижаешься или злишься, когда не замечают твоего присутствия? "...Не знаю, не знаю, не знаю."

“С кем ты сидишь за партой?" "Девочка с хвостиками". В классе есть еще " девочка в очках", "мальчик- каратист", "мальчик с красивым портфелем". Пытаемся составить список класса- вспомнили 5 имен. Налицо проблема "невыделения" субъектов. Никита говорит, что хочет с кем-то дружить. Кажется, что ему все равно, с кем. Да и какой смысл он вкладывает в слово "дружить"- это тоже вопрос!

Описываю Никите свое впечатление от нашей беседы: еду я по дороге с односторонним движением, и никто не едет мне навстречу. Какая-то заброшенная дорога. Будем учиться двигаться навстречу? В ответ привычное: "Не знаю". Подумай и скажи "да" или "нет". В ответ положительный кивок.

Прошу Никиту задать мне какой-нибудь вопрос... Никогда не думала, что просьба задать вопрос может вызвать шоковую реакцию. Пауза затягивается. Никита согласился задать вопрос, но вот о чем же спросить... "Хорошо, это будет твое домашнее задание: придумай 10 вопросов для меня."

Через неделю Никита пришел с листочком. 
1. Как вас зовут?
2. Сколько вам лет? 
3. Как зовут вашего мужа? 
4. У вас есть кот? 
5. На каком этаже вы живете? 
6. У вас есть хомячок? 
7.Где вы купили свои игры? 
8.Какой у вас телефон? 
9. Есть у вас планшет?

Задавать эти вопросы вслух Никите было мучительно больно. Ответы он не слушал, так как напряженно читал про себя следующий вопрос, готовясь его озвучить. Ни один мой максимально подробный ответ не был хоть в какой- то форме прокомментирован. Никита слушал, но не слышал, он ждал не моих ответов, а просто дожидался паузы в моих словах, чтобы читать дальше. "Никита, а где же десятый вопрос?" "Я его не придумал. Я уже все спросил."

Хвалю Никиту за интересные вопросы, за то, что мы открыли встречную полосу движения и даю новое задание: еще 10 вопросов. В глазах ребенка застыл ужас.
"Я знаю, что за неделю ты эти вопросы придумаешь, и нам будет очень интересно поговорить о том, что мы любим, какие книги читаем, какие мультфильмы смотрим, где проводим лето, что любим ,чего боимся",-по глазам вижу, что мои подсказки он уловил, вопросы будут именно об этом. Вот сейчас он меня услышал. Отлично! Мне и важно быть услышанной.

P.S.Уже год мы с Никитой учимся "ездить по встречным полосам". Вчера с порога он спешит задать мне вопрос:"Возле вашего подъезда котенок рыжий с белым. Это не вашего Казимира ребенок?" "Нет, наш кот - домосед, из квартиры не выходит." "Так почему вы не поведете его на прогулку?" И дальше долгий диалог про моего кота, про котов вообще, про домашних животных, про их "несвободность", про желание вырасти и создать питомник для бездомных животных...Беседую и наслаждаюсь...

Но пока такие диалоги он ведёт только со мной.

Ирина Кулиш

Расскажите друзьям

Комплекс психологичеких услуг «По максимуму»

2019 (весь год)

2 мес

В комплекс входят: курс лекций для родителей «В начале пути»(5 часов); три лекции о «болевых точках»: аутостимуляциях, ритуалы, мелтдауны-шатдауны; индивидуальная консультация + анализ видеоматериалов о ребёнке ( 1 час через Viber) с целью максимально индивидуализировать рекомендации родителям по теме их запросов; индивидуальное сопровождение в течение месяца: 5 двадцатиминутных консультаций + анализ дополнительных видеоматериалов, в ходе которых дополняются и уточняются рекомендации с учетом информации о том, как идёт процесс их реализации.

Подробнее

Свежие статьи

Новость
СОВСЕМ НЕ НОВОГОДНЯЯ ИСТОРИЯ

Кто-то смотрит на правду - и видит правду. Но иногда это очень трудно, ведь не всегда же она приятна! Кто-то смотрит на правду - и то видит ее, то не видит, в зависимости от того, насколько она вписывается в его представления. А кто-то вообще отворачивается от правды, которая колет глаз или,ещё хуже, жжёт душу - и делает вид, что этой правды вообще нет

Читать
Новость
ИСТОРИЯ С ОТКРЫТЫМ ФИНАЛОМ

Вместе с Лешей в мою жизнь вошло слово «аутизм». Случилось это 25 лет назад, когда ему было 3 года, а я была начинающим, но довольно самолюбивым психологом. А начинающие и самолюбивые обычно считают, что им море по колено. Я на тот момент была психологом 

Читать
Новость
ПРИМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ (где поставим запятую?)

Бывают статьи, после чтения которых остаётся странное ощущение: с одной стороны, описано то, чем я уже давно пользуюсь, даже не предполагая, что это (вернее, примерно это) -один из протоколов АВА, с другой стороны, есть моменты в этом описании, которые для меня абсолютно неприемлемы

Читать
Читать блог