Эмоциональное развитие Поведение

ПОЛНЫЙ НЕАДЕКВАТ

1 year ago
Photo

Родители с трехлетним Матвеем пошли в супермаркет. Чтобы спокойно делать покупки и не соблазнять ребенка сладостями , оставили его на 1 час в детском центре при супермаркете. Когда пришли забирать ребенка, сотрудница сказала, что этот час ей показался вечностью, поведение Матвея "полный неадекват".

Первые 15 минут всё было нормально, но после того, как ребенок увидел бассейн с разноцветными пластмассовыми шариками, покоя ему уже не было. Матвея ничего уже не интересовало, он хотел только одного: запихнуть мячик себе в шорты. Уговоры не помогали, переключить на что-то другое не получалось, на запреты он реагировал расшвыриванием мячей.

Родители поняли, что в списке мест, куда с Матвеем уже не пойдешь, стало на один пункт больше. Подобные истории происходили уже не однажды. Дома все небольшие предметы шарообразной формы давно уже спрятаны по той же причине. Матвей пока не разговаривает,объяснить что-то или хотя бы намекнуть словом он не может. Но в совместной игре согласен участвовать.

Ставлю перед ним сундук с сокровищами (мини-игрушки из киндер-сюрпризов, среди которых есть практически всё).Пока мячик вне игры. Что заинтересует ребёнка? Отложил в сторону разных птичек, потом свинок, разыгрывает между ними какие-то боевые сцены. Потом даю мячик. Матвей пытается каждую птичку усадить на мячик, но они падают, тогда он пытается этот достаточно большой мячик засунуть себе в шорты. Что-то мне это напоминает... Набор слов: птицы, свинки, мячик... вызывает какую-то смутную ассоциацию. Если слово "мячик" заменить словом "яйцо", тогда все проясняется. Это же мультфильм "Злые птицы".

Нахожу декоративные яйца. Мячик сразу же отбрасывается в сторону .Пластилином прикрепляем птиц к яйцам, которые больше птичек, но ребенка эта нестыковка масштабов не смущает. Птицы до конца занятия сидят на яйцах, Матвей периодически на них поглядывает, мячик его совсем не интересует.

Если ребенок совершаетет какое-то “неадекватное” действие, не надо спешить его именно так трактовать. Возможно, только форма, внешняя оболочка выглядит странно, а то, что скрывается за ними, -вполне объяснимо и , может быть, даже приемлемо. Матвей сигналил окружающим о своем желании проиграть сюжет "Злых птиц", это был его запрос на коммуникацию. Над ним смеялись, ругали его, наказывали, отбивая тем самым желание проявлять инициативу в игре. А надо было всего лишь постараться помочь ему организовать игру приемлемым способом, то есть предложить социально приемлемую форму для реализации желания поиграть.

P.S. Недавно другой ребенок на прям занятии стал совершать какие-то непонятные действия: если в каком-либо предмете он находил отверстие, через которое можно было смотреть,то прикладывал этот предмет к моему глазу. Рассказываю о таком новшестве маме, чтобы вместе с ней искать ответ на вопрос : "Зачем?" Ответ лежал на поверхности: дедушка работает мастером по ремонту часов, желая что-то рассмотреть, прикладывает к глазам лупу. На следующем занятии проверяю версию. Действительно, детали к моему глазу прикладываются тогда, когда Степа хочет, чтобы я рассмотрела его работу. Он хочет, чтобы его работа была отмечена. Зная это, я более подробно комментирую достоинства его изделия.

Всегда ли я нахожу “истоки” каких-либо странностей. Конечно, нет. Иногда, а вернее, очень часто, расшифровать такое послание не получается. Но делать это необходимо! Ведь для ребенка очень важно, чтобы взрослый хотел найти код, пытался его найти, а не шел по пути запрета, высмеивания или искоренения этого “загадочного” элемента коммуникации. Не получилось - не страшно. Страшно, когда не откликаются или отворачиваются.

Ирина Кулиш

Расскажите друзьям

Комплекс психологичеких услуг «По максимуму»

2019 (весь год)

2 мес

В комплекс входят: курс лекций для родителей «В начале пути»(5 часов); три лекции о «болевых точках»: аутостимуляциях, ритуалы, мелтдауны-шатдауны; индивидуальная консультация + анализ видеоматериалов о ребёнке ( 1 час через Viber) с целью максимально индивидуализировать рекомендации родителям по теме их запросов; индивидуальное сопровождение в течение месяца: 5 двадцатиминутных консультаций + анализ дополнительных видеоматериалов, в ходе которых дополняются и уточняются рекомендации с учетом информации о том, как идёт процесс их реализации.

Подробнее

Свежие статьи

Новость
СОВСЕМ НЕ НОВОГОДНЯЯ ИСТОРИЯ

Кто-то смотрит на правду - и видит правду. Но иногда это очень трудно, ведь не всегда же она приятна! Кто-то смотрит на правду - и то видит ее, то не видит, в зависимости от того, насколько она вписывается в его представления. А кто-то вообще отворачивается от правды, которая колет глаз или,ещё хуже, жжёт душу - и делает вид, что этой правды вообще нет

Читать
Новость
ИСТОРИЯ С ОТКРЫТЫМ ФИНАЛОМ

Вместе с Лешей в мою жизнь вошло слово «аутизм». Случилось это 25 лет назад, когда ему было 3 года, а я была начинающим, но довольно самолюбивым психологом. А начинающие и самолюбивые обычно считают, что им море по колено. Я на тот момент была психологом 

Читать
Новость
ПРИМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ (где поставим запятую?)

Бывают статьи, после чтения которых остаётся странное ощущение: с одной стороны, описано то, чем я уже давно пользуюсь, даже не предполагая, что это (вернее, примерно это) -один из протоколов АВА, с другой стороны, есть моменты в этом описании, которые для меня абсолютно неприемлемы

Читать
Читать блог