Эмоциональное развитие

РЕЧЬ РЕБЕНКА-АУТИСТА И ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ ПОЭЗИИ

1 year ago
Photo

Пожалуй, все помнят "Шепот, робкое дыханье, трели соловья..."(А. Фет) "Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет..."(А.Блок) А теперь из нового:"Тесто, колбаса, сыр, кетчуп, оливки"( мой 12- летний ученик Никита). Безглагольность в творчестве классиков -это высший пилотаж, далеко не каждому великому дано.Безглагольность речи Никиты - это то, над чем мы давно, но пока не очень успешно работаем.

Никита обходится практически без глаголов. Что он хочет донести до слушателя, всем, кто его знает давно, почти всегда понятно. "Тесто, ветчина, сыр, зелень, оливки" -это рассказ о пицце. Что именно он хочет сказать о пицце, будет понятно благодаря следующему слову. Этот набор слов+ "деньги"="купили пиццу", этот же набор слов+ "плита" = "хочу, чтобы бабушка сделала пиццу", а если то же + "прогулка"= "надо идти гулять и зайти в пиццерию".

Понять , чего хочет Никита, можно, но в его интересах будет, если я перестану его понимать,нарушу привычный комфорт (говорить именно так). Услышав знакомый список существительных "тесто, творог, масло, сметана"(что означает "вареники") + "кастрюля" (что означает "надо сварить"), я изображаю удивление: " Ты будешь жарить сырники?"

Никита повторяет слово "кастрюля", демонстрируя мне, что это слово не стыкуется с моей версией о том, что он будет что-то жарить. Молчу, не понимая намек.

Никита говорит: "вода" (опять существительное, поэтому продолжаю не понимать). "Ложка"-понимаю, что в кастрюле надо помешивать вареники, но пожимаю плечами. "Пластилин" - Никита делает жест, как будто лепит вареник.

Но моему непониманию нет предела: "Ах, вот оно что: ты хочешь сделать ватрушку из пластилина!!!" Терпение Никиты достигло предела , и на грани отчаяния он выдает: "вареники -лепить-варить".

Ура! ! ! Целых два глагола! От себя! Уместно! Занавес! ..


P.S. Для чего я описала эту историю? Если у вашего ребенка аутизм, старайтесь почаще не понимать то, что он говорит. Непонимание со стороны человека , желающего понять (!), в сочетании с желанием ребенка быть понятым (!) провоцирует изменение речевого поведения на уровне спонтанной речи (!)

А стихи из привычных для него существительных Никита еще напишет. Обязательно!

Автор:
Ирина Кулиш

Расскажите друзьям

Комплекс психологичеких услуг «По максимуму»

2019 (весь год)

2 мес

В комплекс входят: курс лекций для родителей «В начале пути»(5 часов); три лекции о «болевых точках»: аутостимуляциях, ритуалы, мелтдауны-шатдауны; индивидуальная консультация + анализ видеоматериалов о ребёнке ( 1 час через Viber) с целью максимально индивидуализировать рекомендации родителям по теме их запросов; индивидуальное сопровождение в течение месяца: 5 двадцатиминутных консультаций + анализ дополнительных видеоматериалов, в ходе которых дополняются и уточняются рекомендации с учетом информации о том, как идёт процесс их реализации.

Подробнее

Свежие статьи

Новость
СОВСЕМ НЕ НОВОГОДНЯЯ ИСТОРИЯ

Кто-то смотрит на правду - и видит правду. Но иногда это очень трудно, ведь не всегда же она приятна! Кто-то смотрит на правду - и то видит ее, то не видит, в зависимости от того, насколько она вписывается в его представления. А кто-то вообще отворачивается от правды, которая колет глаз или,ещё хуже, жжёт душу - и делает вид, что этой правды вообще нет

Читать
Новость
ИСТОРИЯ С ОТКРЫТЫМ ФИНАЛОМ

Вместе с Лешей в мою жизнь вошло слово «аутизм». Случилось это 25 лет назад, когда ему было 3 года, а я была начинающим, но довольно самолюбивым психологом. А начинающие и самолюбивые обычно считают, что им море по колено. Я на тот момент была психологом 

Читать
Новость
ПРИМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ (где поставим запятую?)

Бывают статьи, после чтения которых остаётся странное ощущение: с одной стороны, описано то, чем я уже давно пользуюсь, даже не предполагая, что это (вернее, примерно это) -один из протоколов АВА, с другой стороны, есть моменты в этом описании, которые для меня абсолютно неприемлемы

Читать
Читать блог